9 ноября в Армавире прошёл второй этап семинара по богослужебной практике

9 ноября 2017 года в Армавире прошёл второй этап семинара по богослужебной практике для клириков, псаломщиков и регентов Армавирской епархии, который начался в Лабинске 2 ноября, по благословению Преосвященнейшего Владыки Игнатия. Семинар возглавил председатель Богослужебной комиссии Армавирской епархии протоиерей Александр Мудрик. На этот раз в конференц-зале, который любезно предоставило руководство Северо-Кавказского института бизнеса, инженерных и информационных технологий, собрались слушатели Армавирского, Гулькевичского, Новокубанского и Успенского благочиннических округов Армавирской епархии.

Мероприятие началось общей молитвой перед началом доброго дела. Затем протоиерей Александр Мудрик поприветствовал присутствующих. В своём приветственном слове отец Александр отметил важность благообразного и единообразного служения в храмах нашей епархии. А для этого всем нам, как служителям алтаря, так и певчим церковных хоров, необходимо прилагать массу усилий к исправлению богослужения в соответствии с Уставом Церкви. Иначе, самочинное и безответственное отношение может не только нарушить строй и красоту богослужения, но и привести к более серьёзным догматическим и каноническим нарушениям. Несколько слов отец Александр произнес в защиту чистоты церковно-славянского языка, как особого языка богослужения, языка молитвы. «Наверное, все, кто родился и жил в верующих семьях, помнят, что на тех приходах, где священники внятно и разборчиво читали и произносили слова на церковно-славянском языке, а потом ещё и на проповеди разъясняли людям смысл службы и богословский смысл тех или иных праздников, которым посвящена служба, люди постепенно воспринимали и понимали суть богослужения…» — сказал отец Александр. Далее отец Александр пожелал участникам форума плодотворной работы и познакомил слушателей с докладчиками.

Первым докладчиком иеромонахом Антонием (Малинским) председателем епархиальной комиссии по канонизации святых, была представлена тема доклада: «Влияние истории на формирование корпуса отечественных богослужебных текстов в XVI веке». Главной мыслью, изложенной отцом Антонием в своём докладе, бала мысль о влиянии тех или иных исторических событий на богослужебные тексты. «Богослужебные тексты несут на себе историческую нагрузку, являясь выражением патриотической мысли их авторов. Развитие отечественной гимнографии в средние века нашло своё отражение в редакции относительно статичной части богослужения — протесиса. Фактически мы сегодня, используя эти богослужения в своей практике, реализуем ту историческую нагрузку, которая была внесена в тексты ещё в конце XV – начале XVI века. Мы разделяем ту патриотическую настроенность, ту радость о победах, те заботы о истории нашего Отечества, которые разделяли наши далёкие предки в означенном периоде. Поэтому, в некотором смысле, совершая богослужение преподобному Сергию или преподобному Варлааму, мы ретранслируем те отечественные идеи, которые были свойственны нашим предкам в XV-XVI веке».

Следующим докладчиком, протоиереем Андреем Морозовым была раскрыта тема генезиса проскомидийных действий в пределах распространения православного предания Церкви. Познакомив слушателей с интересными историческими и литургическими фактами и особенностями древних вариантов совершения проскомидии, отец Андрей, тем самым показал, что те видоизменения внешней стороны проскомидии, в зависимости от места и времени, в котором совершалась Божественная Литургия, никаким образом не затрагивали внутреннего смысла проскомидии. Проскомидия всегда оставалась приготовлением элементов евхаристии – хлеба и вина, растворённого водой, до начала литургии.

Отец Михаил Негреев, штатный священник Соборного храма Успения Пресвятой Богородицы г.Лабинска, рассказал всем присутствующим о постановлениях Собора 1917-18 годов в области богослужебной практики, спорных вопросах перевода богослужения на современный язык и благообразном служении в церкви. Отец Михаил, на примере постановлений Поместного Собора 1917-18 годов, показал, как порой опасны становятся какие-либо новшества в богослужении, которые самовольно вводятся некоторыми священниками, без ведома высшей церковной власти. «Важным документом, принятым Собором, стал «Единообразный чин православных приходских храмов города Москвы», который содержал максимально подробные рекомендации по совершению Всенощного бдения и Божественной литургии. Таким образом, был произведен шаг от общего «рамочного» к подробному описанию богослужебного порядка», — рассказал слушателям отец Михаил. По окончании его доклада, председатель Богослужебной комиссии протоиерей Александр, обратил внимание слушателей, что именно с целью упорядочить и сделать единообразным богослужение во всех приходах, Преосвященнейший Епископ Игнатий, управляющий нашей епархией, благословил открыть курсы псаломщиков, где каждый желающий клирик сможет получить необходимые знания в области литургики и церковного пения.

Далее, отец Александр представил следующего докладчика – матушку Викторию Боднарчук, регента Свято-Троицкого храма г. Гулькевичи, преподавателя курсов псаломщиков при Армавирской Епархии. Матушка Виктория рассказала о «Церковном пении и духовности». В начале своего выступления, докладчик провела очень интересный и познавательный экскурс в историю церковного пения, говоря о начале становления чинопоследования церковных служб, развития, и полного завершения его в форме, которая используется в современном, знакомом для нас виде. Матушка Виктория, пользуясь личным опытом, и знаниями Устава Церкви, дала очень полезные советы руководителям православных хоров: « Особое внимание регентов церковных хоров должно быть уделено 75 правилу Шестого Вселенского собора: Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественнаго крика, и не вводили ничего несообразнаго и несвойственнаго церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопение Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными (Лев. 15:31). (Лаод. 15). Итак, отцы определили священное песнопение исполнять не «бесчинными воплями», не с какими-то несвойственными церковному пению голосовыми украшениями, театральными голосовыми переливами, а с умиленным сердцем приносить молитвы Богу в спокойном и благоговейном пении».

Представляя вниманию слушателей выступление следующего докладчика, отец Александр заметил, что протодиакон соборного храма Успения Пресвятой Богородицы г. Лабинска отец Иоанн Лукьянов, в силу своих служебных обязанностей, часто сопровождает Правящего архиерея Армавирской Епархии Преосвященнейшего Епископа Игнатия в его богослужебных поездках по всем приходам, где он неоднократно сталкивается с теми или иными нарушениями в эстетических аспектах богослужения. Поэтому ему было поручено подготовить подробный доклад на тему: «Эстетика православного богослужения». Отец Иоанн напомнил всем собравшимся, что само служение в Церкви – есть великое служение Богу, а алтарь – место святой Евхаристии, место в котором прибывает Сам Бог. И хотя отец протодиакон привел несколько курьёзных случаев из богослужебной практики на приходах Армавирской епархии, смешного здесь мало, и всем нам нужно задуматься о том величайшем служении, к которому мы призваны милостью Божией, и исправить своё служение в соответствии с Уставом Церкви. Отец Иоанн закончил своё выступление словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Храм и Богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается все домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия в Своих делах и обетованиях, правда и святость Его, вечная сила Его. Тут чудная во всем гармония, изумительная логическая связь в целом и частях: это истинная Божественная премудрость, доступная простым, любящим сердцам».

В окончании семинара протоиерей Александр Мудрик поблагодарил докладчиков и слушателей за подготовленные доклады и внимание. И обратился ко всем с просьбой: «Я попросил бы всех вас обращаться с вопросами на сайт Лабинского благочиния или присылать письма на электронную почту: a-a-mydrik@mail.ru, чтобы к следующей нашей встрече подготовиться по насущным вопросам, возникающим в процессе богослужебной практики на приходах нашей епархии. Чтобы не стоять нам на месте, а находить решение проблем, изучать Устав, тем самым приобретать опыт, и достойно совершать богослужение».

(28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *